Знакомства он ищет его Дарвин

Contents:
  1. Теория Дарвина или "место под солнцем"
  2. Теория Дарвина или "место под солнцем"
  3. Ссылки для упрощенного доступа
  4. Account Options
  5. 16 фильмов, где у главного героя меняется всё

В принципе ясны и последствия реализации этой позиции в жизни. Рано или поздно столкновение с карательными институтами самодержавия было неизбежно, и его результаты в общих чертах тоже ясны. Проблема в другом. Каким должно быть общество, в котором нравственные ценности индивида не вступали бы в противоречие с его организацией, и какова должна быть эта организация? Море литературы, множество вариантов теоретического решения этой проблемы даже в рамках социалистического идеала, несколько вариантов стратегии и тактики достижения цели.

Все это так или иначе тоже связано с нравственностью. Проблема соотношения цели и средств, особенно после нашумевшего дела С. Нечаева — убийства по подозрению в предательстве студента И. Иванова, — стояла очень остро среди народников. Словом, к моменту принятия П. Кропоткиным выбора уже существовал значительный зарубежный и русский теоретический и практический опыт. Вопрос, следовательно, в том, почему П.

Кропоткин в качестве социального идеала отдал предпочтение анархизму.

Теория Дарвина или "место под солнцем"

Ответить на него однозначно, видимо, нельзя. Исторически сложилась традиция отрицательного отношения к анархизму. Эта традиция связана с чрезмерной жесткостью оценок, вульгаризации позиций, представлений анархистов в качестве непримиримых идейных противников а то и врагов марксизма, в основе которых лежало неприятие ключевой идеи анархизма — возможности безгосударственного общежития. Эта непримиримость взглядов на государство различных сторонников социализма чрезвычайно дорого обошлась революционному движению в целом. Ее исторические «результаты» — раскол I и II Интернационалов, исключение анархистов из их деятельности, «отлучения» от социализма «инакомыслящих» и в какой-то степени догматизация теории и практики реального социализма.

Причина в другом. Высший нравственный потенциал идеала справедливого общества требовал соответствующей высоты нравственного уровня его адептов, прежде всего в личных взаимоотношениях, в вопросах, связанных с теоретической разработкой идеала, стратегии и тактики его осуществления. При выборе социальной концепции у П. Кропоткина , естественно, не было той идеологической зашоренности в отношении анархизма, которая тогда, в году, еще только складывалась в среде социалистов, как не было и чрезмерного пиетета к марксизму. Анархизм рассматривался им как логический итог тех либеральных политических и этических учений, которые исходили из принципа предельной минимизации функций государства и увеличения расширения автономии нравственной личности.

Однако дело не только в этом. Революционные народники ставили вопрос о будущем России в контексте ее внутренних реалий и изучения опыта революционной борьбы рабочего класса Европы. А опыт этот показывал, что политический переворот, совершенный в ходе буржуазных революций, не решал социальных проблем общества.

Теория Дарвина или "место под солнцем"

Картечь буржуазии перечеркнула эти лозунги и окончательно поставила буржуазию и пролетариат по разные стороны баррикад. Обобщение этого опыта создало определенное негативное отношение к политическим аспектам революции и породило естественный крен к анархизму. Причем устами М. Бакунина русский анархизм дополнил идеи европейского анархизма двумя моментами, которые, собственно, и сблизили анархизм с социализмом. Это прежде всего идея коллективной собственности на орудия и средства производства и, во-вторых, положение о том, что осуществить анархию можно только с помощью социальной революции, то есть непосредственного решения вопроса о собственности в пользу народа.

Смещение акцентов с политической борьбы на вопросы экономические и социальные, несомненно, было заложено в самой идее крестьянского социализма, в идеализации общины как готовой. На вопрос о том, чем заменить свергнутое самодержавие, анархисты отвечали: возвратом к якобы прерванной государством традиции народной жизни. Значительное влияние на выбор П. Кропоткина оказали и его личные наблюдения за бытом и жизнью общин духоборов, кочевых племен коренного населения Сибири, его общение с простыми казаками во время экспедиции в Сибирь.

Впоследствии, обобщая эти впечатления в своих мемуарах, он писал: «Хотя я тогда еще не формулировал моих мыслей словами, заимствованными из боевых кличей политических партий, я все-таки могу сказать теперь, что в Сибири я утратил всякую веру в государственную дисциплину: я был подготовлен к тому, чтобы сделаться анархистом» [8]. Первоначально это был лишь внутренний протест и неприятие государства как системы угнетения и насилия над человеком. Причем для П. Кропоткина уже тогда было ясно, что это свойство не только самодержавия, но и буржуазных государств.

Очевидным для него было и то, что государство, стоящее на страже социальной несправедливости, способствует нравственной деградации индивида и общества в целом. Одновременно его поражала способность людей в их повседневной жизни сохранять проверенные веками традиции взаимопомощи, сотрудничества, милосердия — фундаментальные основы нравственности, которые явно не вписывались в концепцию борьбы за существование и строившееся на ней представление о государстве и его законах как гаранте социального статус-кво, как системе, объединяющей общество в некоторую целостность и обеспечивающей гармонизацию часто противоположных интересов индивидов.

Кропоткина — человека науки — эти противоречия требовали своего объяснения, и он попытался их дать с позиций анархизма. В принципе перед П. Кропоткиным стояла та же самая задача, что и перед К. Марксом : дать научное обоснование социалистического идеала.

Но шли они к обоснованию социалистического идеала разными путями: К. Маркс строил свою концепцию на основе анализа тенденций современного ему общественного производства и форм классовой борьбы; П. Кропоткин стремился найти ответы на те же вопросы, исходя из изучения главным образом природы человека и эволюции его общественных форм. И тот и другой исходили из различных форм материалистического миросозерцания, оба высоко оценивали роль науки в исследовании общества и, по существу, пришли к сходным выводам.

Но при этом К. Маркс считал, что для коммунистического общества необходим и более высокий уровень развития производительных сил, и более высокий уровень этической и общей культуры человека. Отсюда он и выводил необходимость государства для. Кропоткин , напротив, полагал, что социальный и нравственный потенциал человека вполне достаточен для того, чтобы после революции начать созидание коммунистического безгосударственного общества на основе союза сельскохозяйственных общин, производственных артелей и ассоциаций людей по интересам, а в силу сложившихся хозяйственных, торговых и культурных связей такой союз, по мнению Кропоткина , с неизбежностью должен был бы вступать в сношения с другими союзами, объединяя этими связями все человечество.

Суть разногласий, как видим, заключалась в понимании не конечной цели, а путей ее достижения. И сегодня можно только сожалеть, что в то время диалог по этим вопросам не состоялся, а он мог бы стать весьма плодотворным. Многие идеи П. Кропоткина звучат ныне весьма актуально. Пройдя суровый и порой трагический путь, мы сейчас, по существу, возвращаемся к его идее о местном самоуправлении, местной инициативе, о минимизации централистских функций государства, которые связаны с хозяйственной, социальной, культурной и национальной жизнью отдельных людей, территориальных и национальных общностей, трудовых коллективов предприятий, учреждений, строек и т.

Причем он был весьма далек от идеи региональной замкнутости, экономического и национального эгоизма. Сама история нашего времени, — писал он, — не доказывает ли, что дух федеративных союзов уже представляет отличительную черту современности? Если только где-нибудь Государство дезорганизуется по какой-либо причине, если только его гнет ослабевает где-либо, — и сейчас же зарождаются вольные объединения Как только Государство оказывается неспособным удержать силою национальное единство, сейчас же начинают образовываться союзы, вызванные естественными потребностями отдельных областей Дилемма, таким образом, ставилась достаточно четко: либо использовать государство как консолидирующий общество инструмент с четко очерченными функциями и задачами, либо решать проблему консолидации через саморегуляцию людей, общин и союзов с помощью нравственности.

И в том и в другом случае была своя аргументация и свои резоны, но и в том и в другом случае существовал взгляд на нравственность как на элемент человеческой культуры, которому передаются или которому принадлежат функции объединения общества в социальную целостность , функции регуляции человеческих отношений. Поэтому в анархизме этическая проблематика выступает в тесной. Она становится фактически важнейшей составной частью — если не ведущей — анархистской концепции общества. Эту специфику важно постоянно иметь в виду при чтении этических работ П. Его этика не является некоей самостоятельной дисциплиной, трактующей специфический предмет нравственных отношений, она есть одновременно концепция общества, его становления и прогресса.

Не случайно поэтому такие важнейшие понятия его социологии, как «взаимопомощь», «солидарность», «справедливость», несут в себе значительную нравственную нагрузку. Столь же двуединое содержание вкладывает он и в формулу общественного прогресса, определяемую следующими вопросами: « Конечно, с точки зрения строгой науки и тем более требования подходить к анализу общественных явлений так, как мы подходим к изучению фактов в естественных науках а именно такой подход П.

Кропоткин постоянно отстаивал , использование в формуле прогресса столь неопределенного понятия, как «счастье», не вполне корректно. Однако с точки зрения этики как составной части социологии это не выглядит чем-то неожиданным.

Ссылки для упрощенного доступа

Если общество ради достижения всеобщего равенства нивелирует личность, не дает ей полнокровно развиваться, то такое общество несправедливо. Напротив, если общество допускает абсолютную свободу индивида, которая ничем не ограничена, то ее развитие может происходить только за счет узурпации интересов других личностей, что тоже несправедливо.

Помимо этих, чисто теоретических, трудностей актуализация этической проблематики была вызвана и ситуацией, которая сложилась в обществознании в связи с распространением социал-дарвинизма. Основным импульсом к постановке проблем этики, ее научному обоснованию и пониманию прогресса послужили для П. Кропоткина конечно же задачи обоснования анархистского идеала — прогрессивной общественной системы, одновременно исходящей из нравственной природы человека и создающей условия для его нравственного развития. Однако П. Кропоткина беспокоило то, что глубоко научное дарвиновское учение об эволюции животного мира, во-первых, интерпретировалось лишь как концепция борьбы за существование и игнорировалась его идея об инстинкте общительности , позволяющая «научно» обосновать правомерность эгоизма и аморализма в жизни общества; во-вторых, такая трактовка теории Ч.

Дарвина позволяла возродить идеи. Коль скоро природную основу человека составляет борьба всех против всех, то внушить человеку нравственные чувства может только высшее существо — Бог. Не могли не тревожить его и аналогичные тенденции в самом анархизме, особенно в его индивидуалистическом направлении, в котором происходил своеобразный симбиоз реанимированных идей М. Штирнера об абсолютной, ничем не ограниченной свободе индивида и Ф. Ницше о сверхчеловеке, свободном от каких-либо моральных норм.

Account Options

Марксистская концепция борьбы классов также не вызывала сочувствия у П. Он полагал, что и она является своеобразной интерпретацией дарвиновской концепции борьбы за существование. Словом, существовал целый комплекс причин, побудивших его заняться проблемами этики, и главная из них — необходимость ответить на вопрос: куда ведет человечество нравственное чувство — к вырождению человеческого рода и господству слабых или к позитивным, желательным последствиям? Впервые идея пересмотра понятия борьбы за существование возникла у П. Кропоткина во время его пребывания во французской тюрьме Клэрво, а теоретической отправной точкой стало знакомство с лекцией русского зоолога К.

Кесслера, которую тот прочел на съезде русских естествоиспытателей в году. В ней К. Кесслер отмечал, что «взаимная помощь — такой же естественный закон, как и взаимная борьба: но для прогрессивного развития вида первая несравненно важнее второй» [11]. Вплотную этой темой П. Кропоткин занялся уже после своего освобождения из тюрьмы в году. Им была написана целая серия работ, которые впоследствии составили книгу «Взаимопомощь как фактор эволюции». В ней П. Кропоткин развивал и обосновывал фундаментальную для своей социологии и этики категорию взаимопомощи.

Подтверждение своим идеям он нашел и у самого Ч. Дарвина в работе «Происхождение человека». Взаимопомощь как инстинкт общительности возникла, по мнению П. Кропоткина , естественным путем из опыта жизни общественных животных и человека. Этот инстинкт не отменяет закона борьбы за существование, но позволяет понять ее в более широком и глубоком смысле; не отрицая межвидовой борьбы, он помогает животным внутри вида, используя взаимную поддержку в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами жизни и внешними врагами, достигать более ощутимых результатов в развитии вида.

Одновременно, считал П. Кропоткин , взаимопомощь содействовала смягчению внутривидовой борьбы, выработке привычек, нравов, обычаев и традиций, которые — особенно человеку — позволяли создавать различные формы общежития,. К таким прогрессивным формам эволюции человеческого общежития он относил род, общину, средневековые цехи, гильдии и вольные города, а в более позднее время — различные страховые, научные, культурные сообщества, кооперацию и, естественно, будущее общество — коммуну. Принцип общительности или, как он его называл, «закон взаимопомощи», выработанный в ходе эволюции природы, стал основой появления таких зачатков нравственности, как чувства долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования.

Поэтому природа, считал П. Кропоткин , может быть названа первым учителем этики, источником нравственного начала в человеке. Взаимопомощь выступает, таким образом, первым, исходным, и в то же время природным принципом нравственности.

16 фильмов, где у главного героя меняется всё

Его развитие и усложнение в процессе эволюции человеческого общества, по мнению П. Кропоткина , связано с постепенной выработкой второго основного понятия этики — справедливости, которая одновременно выступает как требование равноправия и равноценности всех членов данного общества. Как отмечалось, П. Кропоткин высоко оценивал разработку этой идеи П. Но и в данном случае его как естествоиспытателя не устраивало то, что Прудон считал справедливость высшей идеей, задающей порядок миру наподобие мира идей Платона. Он стремился и понятие справедливости найти в истории эволюции человеческого общества.

Из собственных наблюдений в Сибири, из многочисленных работ антропологов, социологов, историков, психологов, свидетельств миссионеров он по крупицам добывал эмпирический материал, на основе которого делал вывод: понятие справедливости зарождалось в практике общежития людей на весьма ранней ступени их развития. Принцип «не делай другому того, чего не хочешь, чтобы делали тебе» — лишь словесное выражение тех обычаев и традиций, которые складывались еще в практике взаимоотношений первобытных людей. Он даже высказал предположение, что, возможно, справедливость вытекает из своеобразия физиологических свойств нашего мышления.


  1. интимное знакомства Голд-Кост;
  2. ищу партнера секс Таунсвилл.
  3. Наука: как Дарвиновский музей популяризирует теорию эволюции?
  4. Звезды и немного нервно. Мемуарные виньетки.
  5. Отель де виль/кенконс.
  6. свингеры Кэрнс знакомства.
  7. Бордо: квартал за кварталом.

Впрочем, считая этот вопрос спорным, он подчеркивал важность того, что справедливость составляет основное понятие этики, поскольку не может быть нравственности «без равного отношения ко всем, т. Требование справедливости — требование одновременно и нравственное, и экономическое, и социальное, поскольку предполагает равенство людей во всех этих областях.